Применительно к образованию свойство субъектности у взрослого человека выражается в следующих показателях:
— способности самостоятельно формировать информационный запрос;
— возможности выбора модели обучения;
— осознанном принятии той или иной позиции в процессе обучения;
— опоре на способность к эмоционально-волевой, физиологической, мотивационно-потребностной саморегуляции в сфере образования;
— стремлении и возможности привнести содержание своего жизненного опыта в содержание обучения.
Организуя обучение взрослых людей, необходимо представлять типичные внешние и внутренние трудности, с которыми сталкивается взрослый в современной образовательной ситуации.
Основными признаками субъекта, отличающими позицию взрослости в современном обучении, являются:
1) осознанность информационного запроса, выраженная в понимании смысла и целей обращения к тому или иному образовательному содержанию и его источникам;
2) ангажированность, предусматривающая добровольное созидательное включение в образовательный процесс;
3) способность к (само)рефлексии по поводу содержания, процесса, результатов обучения;
4) критичность мышления, позволяющая адекватно оценивать и корректировать ход обучения;
5) открытость и децентрированностъ мышления как способность принимать множественность взглядов на мир, окружающую действительность, видеть иные точки зрения;
6) интерпретативная культура, позволяющая находить и предъявлять другим собственные смыслы, которые рождаются по мере освоения образовательного содержания;
7) самостоятельность в достижении позитивных образовательных результатов;
8) умение учиться в системе межсубъектных отношений. Подготовка взрослого человека как «человека познающего» включает в себя:
9) диагностику и освоение им собственных природных информационно-познавательных способностей и возможностей (типа мышления, памяти, внимания, модальности восприятия, доминантности полушария, продуктивный временной режим работы, приоритетные образовательные стратегии, комфортные формы работы; освоенные способы фиксации учебной информации и ее извлечения из памяти, стереотипы обучения и др.);
10) организацию рефлексии по поводу владения технологиями самообразования:
11) освоение и расширение круга источников образовательной информации (библиотеки — домашние и общественные, лектории, Интернет, клубные объединения и др.);
12) анализ ресурсов и динамики развития собственных информационных потребностей и запросов, себя как субъекта обучения.
Другая информация:
Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов
Целенаправленное восприятие — необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. Поскольку восприятие органически входит в ...
Применение дидактических игр на уроках математики
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в процессе п ...
Место элективных курсов в базисном учебном плане
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация уч ...