Музыкальное мышление проявляется не только в обобщении, но и в осознании структуры музыкального произведения, закономерной связи элементов, различении отдельных деталей. Способность к анализу структуры произведения обозначают также как «чувство формы». Считая его важным компонентом музыкального мышления, Л. Г. Дмитриева определяет его как «комплексное развитие ряда музыкально-слуховых представлений: элементарных музыкальных структур, средств выразительности, принципов композиции, композиционного соподчинения частей произведения единому целому и их выразительной сущности». В основе анализа формы лежит сознательное, постепенное сравнение каждого момента звучания с предыдущим. Для слушателя, лишенного чувства формы, музыка не оканчивается, а прекращается.
В работах Медушевского проблемы музыкального мышления рассматривались с точки зрения созданного им учения о двойственности музыкальной формы: «Самое поразительное в музыкальной форме – ее парадоксальность, соединение в ней несоединимого. Законы ее звуковой организации глубоки, мудры и очень точны. Но в пленительных звуках музыки – и неуловимое очарование тайны. Поэтому столь разительно непохожи и образы музыкальной формы, предстающие перед нами, с одной стороны, в теориях гармонии, полифонии, композиции, в учениях о метре и ритме, а с другой – в описаниях тончайших исполнительских эффектов, в наблюдениях музыкантов».
Медушевский считает, что именно в интонационной форме аккумулирован весь опыт человеческой коммуникации – «обыденная речь во множестве ее жанров, манере двигаться, неповторимая в каждую эпоху и у разных людей Все эти несметные богатства хранятся именно в интонационной форме – во множестве интонаций, пластических и изобразительных знаков, в драматургических приемах и целостных типах музыкальной драматургии». То есть, понимание внутреннего устройства музыкального произведения и проникновение в выразительно-смысловой подтекст интонации и делает музыкальное мышление полноценным процессом.
Говоря об этом, необходимо перейти к вопросу о соотношении философских категорий формы и содержания и рассмотреть особенности их проявления в музыкальном искусстве.
Форма и содержание дают представление об упорядоченности, целостности материи и бытия. Очень сложно дать четкие определения этим категориям, так как границы их несколько размыты, а сами они тесно взаимосвязаны.
В современной науке содержание рассматривается как все, что содержится в системе: это элементы, их отношения, связи, процессы, тенденции развития.
Форма имеет несколько характеристик:
– способ внешнего выражения содержания;
– способ существования материи (пространство, время);
– внутренняя организация содержания.
Категории содержания и формы ярко проявляются в музыкальном искусстве. Музыка, по существу, – некая звуковая материя, которая определенным образом оформлена, как и всякая материя.
строения. Особенно это относится к инструментальной музыке, вокальной музыке без слов (вокализы) – то есть к непрограммной музыке (без слов, без сценического действия), хотя деление музыки на так называемую «чистую» и программную относительно.
В пользу содержательности музыки свидетельствует то, что:
– истоки музыкальной изобразительности и выразительности заключены в человеческой речи. Речь с ее интонациями – некий прообраз музыки с ее музыкальными интонациями.
Другая информация:
Понятие педагогического общения и его виды
Исследователи выражают различные точки зрения, определяя общение. Так, например, А.А. Леонтьев утверждает, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной д ...
Экспериментальное исследование уровня развития речи у детей в раннем
возрасте
В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года, фиксировала ее речь и в дальнейшем на основе этих результатов ...
Технология учебно-игровой деятельности
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направлен ...