– музыкальное мышление является частным видом художественного мышления, поскольку, как и мышление в целом, оно является функцией головного мозга, присущей каждому человеку. Главным в передаче содержания музыкального произведения является интонация.
– музыкальное мышление представляет собой переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, являющего единство эмоционального и рационального. Формирование и развитие музыкального мышления учащихся должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений.
2. Показателями развитости музыкального мышления являются:
– объем музыкально-интонационного словаря – словаря устного, составленного каждым человеком из наиболее «говорящих ему», «на слуху лежащих» фрагментов музыки, интонируемых вслух или про себя;
– система интонационных взаимосвязей и отношений, характеризующихся умением устанавливать жанровые, стилистические, образно-выразительные, драматургические связи как внутри одного произведения, так и между несколькими произведениями одного или разных авторов, т. е., владение нормами музыкального языка;
– овладение музыкально-художественными эмоциями, высокая степень эмоционально-волевой регуляции;
– развитость воображения;
– развитость ассоциативной сферы.
3. Музыкальное мышление имеет структуру. Современное музыкознание выделяет 2 структурных уровня: «чувственный» и «рациональный». Первый из названных уровней, в свою очередь, включает в себя компоненты: эмоционально-волевой и музыкальные представления. Второй опирается на компоненты: ассоциации, творческую интуицию, логические приёмы. Связующим звеном между двумя уровнями музыкального мышления служит музыкальное («слуховое») воображение.
Другая информация:
Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию
музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением
С целью проверки эффективности разработанной коррекционной программы мы посчитали необходимым провести повторную диагностику музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением. В процессе обследования использовались те методики, которые применялись и в первичной диагностики. Результаты повторной ...
Психологические характеристики подросткового и раннего юношеского
возрастов
Приступая к своей профессиональной деятельности профконсультант должен иметь чёткое представление о закономерностях психологического развития, о тех новообразованиях которые присутствуют в том или ином возрасте. Это знание позволяет более осознанно оценить наличный уровень психологического развития ...
Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессиональ ...