Материалы » Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования » Социальное воспитание старших подростков в учреждении дополнительного образования

Социальное воспитание старших подростков в учреждении дополнительного образования

Страница 2

Дифференциация воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей определяется следующим. В большинстве воспитательных организаций детские объединения создаются с учетом интересов, входящих в них подростков. Кроме того, положенное в основу объединения воспитанников увлечение может быть достаточно узким, а при последующем уточнении круга интересов участников могут изменяться как состав группы, так и содержание деятельности. Дифференциация связана не только с желаниями воспитанников, но и с их возможностями. Учреждения дополнительного образования детей и детско-подростковые объединения могут существенно различаться по уровню сложности реализуемых программ.

Индивидуализация воспитательного процесса выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания социального опыта и образования воспитанников.

Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка обеспечивается включением ребенка в деятельность. Результатом включения является состояние включенности — своеобразное начало субъектного отношения к деятельности.

В учреждениях дополнительного образования благодаря личностно-ориентированному информированию, помощи в самоопределении происходит проектирование ребенком вариантов участия в совместной деятельности, которая становится для него деятельностью в полном смысле слова, то есть приобретает необходимые атрибуты: собственные для личности цель, предмет, объект, средства.

Подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками в учреждении дополнительного образования обусловлен соотнесенностью с внешней реальностью, то есть с предметом деятельности, по поводу которой и проистекает сотрудничество взрослого и ребенка. Отсюда возникает следующее требование: подростку должен быть понятен смысл совместной деятельности. Диалоговый характер отношений воспитанника с педагогом может приводить к "переворачиванию субъектности", когда ребенок сам выступает в роли инициатора, организатора, контролера. Подлинный диалог в межличностном взаимодействии базируется на коммуникативной толерантности педагога дополнительного образования, которая проявляется в стремление понять и принять особенности учащихся. Проявляя коммуникативную толерантность, воспитатель не старается немедленно переделать воспитанника, сделать его "удобным".

2) взаимоотношения с общеобразовательной школой.

Дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.

Дополнительное образование ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Противопоставление дополнительного образования унификации массовой школы проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Примером является дополнительная образовательная программа, которая создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в регулировании порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

3) содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

Эта особенность обеспечивается предоставлением возможности воспитанникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания. В учреждениях дополнительно образования профессиональная ориентация становится длительным процессом постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения его к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности через углубление и расширение содержания образования, а также через освоение ребенком способов деятельности. Обучение отличается прикладной направленностью, в его содержании относительно большую долю составляет освоение приемов и способов деятельности не только учебной, но и практической, что создает возможности для профессионализации воспитанника.

4) опосредованность социального воспитания. Рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования происходит через принцип дополнительности в социальной педагогике. Если воспитание (относительно социально-контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной "дополнять воспитание", акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе в средней общеобразовательной школе
На данном этапе обучения аудированию постепенно увеличивается не только длительность звучания текстов и количество незнакомых слов, но и меняется их характер. На старшем этапе обучения это уже не только рассказы, но и лекции, интервью, репортажи, выступления. Тексты для аудирования уже используются ...

Становление и специфика формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной главе мы рассматриваем развитие диалога при общем недоразвитии речи. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компоненто ...

Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru