Участие в самоуправлении — активная общественная работа, это самодеятельность, которая со временем входит в привычку, становится чертой личности.
Чтобы положительно влиять на школьников, необходимо активное участие педагогов в работе клуба. Их руководство должно быть скрытым. Организатор внеклассной работы, редактор, учитель не должны навязывать своё мнение ни на вечере, ни на заседании правления, ни на конференции и т.д. Всеми клубными делами в нашей школе фактически управляли сами школьники. Однако в работе участвовали педагоги, помогавшие старшеклассникам. Не руководили, но выражали своё мнение (прямо или косвенно). Предпочтительнее высказывание именно косвенное, в форме намёка, риторического вопроса, иронии — не более того.
Особенно опасно проявление того стиля взаимоотношений учителя и школьников, который распространён на уроках: безапелляционный тон педагога, привычка по каждой мелочи дёргать ребят, не доверять их самостоятельности, постоянно указывать, делать замечания, произносить длинные раздражённые монологи. Такое «руководство» клубом со стороны педагогов губительно.
Но с другой стороны, досуговое время школьников нуждается в постоянном влиянии педагогического коллектива. Мы иногда сталкивались с вредными, привычками старшеклассников. Если их не преодолеть, клубная деятельность потеряет воспитательный смысл.
В психолого-педагогической литературе эффективность очень мало говорится об успешности школьной деятельности и средствах ее повышения. Так, основополагающей в данной смысле является работа П.П. Блонского «Педология» , где характеризуются факторы успешности школьников. Немаловажным является также труд А.С. Белкина, который определяет ситуацию успеха как «единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться». С психологической точки зрения, это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, уровнем притязаний, либо превзошел их — отсюда устойчивое чувство удовлетворения, сильные мотивы деятельности, повышение самооценки, самоуважения. Старший школьник , как и человек взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, пытается прогнозировать свои возможности.
С социально-психологической точки зрения успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Причем об успехе можно говорить в тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.
Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
На наш взгляд, большие возможности в повышении успешности старшеклассников представляет внеурочная деятельность.
Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" отмечает, что "внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки".
Во внеурочной деятельности, с точки зрения В. Д. Шадрикова, учащимся предоставляется возможность включаться в определенные общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл.
В зависимости от целей и содержания внеурочной деятельности формы ее бывают различны. Например, И. П. Подласый выделяет следующие формы: кружки, семинары, конференции, факультативные занятия, экскурсии, конкурсы, встречи с интересными людьми и другие формы.
Другая информация:
Методическая служба в условиях развития республиканской
системы последипломного образования педагогов
Деятельность методического кабинета улусного управления образования строилась на концептуальной идее республиканской системы последипломного образования педагогов - удовлетворять индивидуальные потребности и интересы педагогов в их профессиональном, общекультурном росте, духовном развитии. Ведущие ...
Сущностные особенности развития речи умственно
отсталых школьников
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция). Различают речь экспр ...
Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дл ...