Материалы » Развитие музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре » Способности как психологический аспект

Способности как психологический аспект

Страница 2

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный

и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Различают способности общие,

которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные,

которые проявляются в какой-то одной области.

Достаточно высокий уровень развития общих

способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. - позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе.

Специальные

способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры.

Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.

Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности.

Наивысшая степень проявления творческих сил человека – называется гениальностью. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики

Способности не могут быть поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы.

Таким образом, успех или неуспех в значимой для человека деятельности влияет на развитие его личности, формирует его личностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека.

Способности - это уникальное свойство человека, которое является условием успешности выполнения какой-либо деятельности; индивидуально для каждого человека и не является врожденным качеством, а создается, развивается и проявляется только в деятельности.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности
Для того, чтобы эффективно обучать школьников аудированию, надо четко понимать, что собой представляет этот вид речевой деятельности с психологической точки зрения. Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной перераб ...

Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках литературы
Основная миссия учителя-словесника – развитие личности ребёнка через слово и творчество. Творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как воображение, образность, наитие. Литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многи ...

Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в
Несмотря на жесткое присоединение Северокавказских территорий к Российской Империи, в целом Кавказ довольно успешно начинает интегрировать в состав государства. Происходит "размывка" некоторых этнических границ, либо наоборот обособление некоторых групп. Основным признаком, по которому жи ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru