Материалы » Дидактические игры в начальном курсе математики » Состояние исследований по использованию дидактических игр на уроках математики

Состояние исследований по использованию дидактических игр на уроках математики

Страница 1

Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах является одним из важнейших факторов, когда закладываются прочные знания, умения, навыки в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Мы ознакомились со статьями из журналов "Учитель Башкортостана", "Начальная школа", из различных книг и взяли оттуда интересные данные.

В своей практике каждый учитель начальных классов применяет дидактические игры на уроках математики. Мы сделали обзор журналов.

Учитель начальных классов, школы № 180 г. Минска, Галина Федоровна Гулякевич считает, что включение в урок дидактических игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снижает утомляемость и поддерживает внимание.

Уже на первых уроках при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями Галина Федоровна широко использует иллюстрации к сказкам "Терем-теремок", "Рукавичка", "Колобок", "Три медведя", "Репка".

Рассмотрим одну из сказок, которые она предлагает, например, "Репка".

"Сегодня, мы побываем в гостях у сказки "Репка", - сообщает учитель. - Посмотрим сказку и поможем главным героям". Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: котогрый по счету, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом.

Заканчивая игру, учитель обобщает знания детей: "Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили, но и закрепили понятия "раньше", "позже", "перед", "за…" (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счетом".

Чтобы игра помогала в овладении знаниями, умениями и навыками, а не просто в выполнении требований учителя, Галина Федоровна планирует ее проведение так, чтобы она не предшествовала обучению ("поиграем, а потом начнем учиться"), не чередовалась с ним (поучимся - поиграем), а стала формой коллективной учебной деятельности.

Для сознательного, уверенного овладения операцией счета Галина Федоровна считает, что дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период использует игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяет такие игры, как "Составим поезд", "Звездное небо", "Почтальон" и т.д.

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов, считает Галина Федоровна, является состав числа. Для закрепления этого материала, она проводит игры: "Угадай", "Открой форточку", "Арифметический лабиринт", "Найди пару", "Войди в ворота", "Лесенка", "Эстафета", "Карусели".

Ю.М. Колягин, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН; Т.К. Авдеева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Орловского госпединститута, считают, что дидактической игрой полезно пользоваться, так как с помощью них можно сделать учебу "веселым делом". Вместе с тем, все известные дидактические игры, задачи (со спичками, с монетами, задачи-шутки, задачи на разрезание и складывание и т.п.) обладают занимательностью внешней, они полезны не столько сами по себе, сколько будучи "привязанными" к конкретному программному материалу.

Авторы считают, что в отличие от "внешней" занимательности есть занимательность "внутренняя", тесно связанная с изучаемым материалом. Она вызывает (в связи с изученным) дополнительное напряжение "мысли ребенка", которое дает ему возможность проявить истинный интерес к тому, что он изучает. Внутренняя занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми понятиями, возникновение новых "почему" там, где все казалось бы ясно и понятно (но только на первый взгляд).

А.А. Эскендаров, учитель Первомайской школы, Республики Дагестан и Л.А. Казиева, Ш.Ш. Хидиров, преподаватели Дагестанского государственного университета, г. Махачкалы, считают, что использование игр а процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.

Возможность представления заданий и упражнений, преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует, также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Технология проведения ролевых игр и основные требования к проведению ролевых игр
Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку. ...

Особенности речевого развития детей раннего возраста
Проблемой речевого развития детей раннего возраста занимались многие отечественные ученые: Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, М.М. Кольцова, П.М. Аксарина, Н.Ф. Ладыгина, Л.С. Славина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская, Д.Б. Эльконин и др. Теория и методика развития речи д ...

Дозировка, повторность, усложнение и организация игр
Пи проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru