Материалы » Выявление предпосылок к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста » Предпосылки к овладению процессом чтения, в норме

Предпосылки к овладению процессом чтения, в норме

Чтение - одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность. В акте чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, по словам Б.Г. Ананьева, лежат "сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем". Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, формирование которой является основной целью обучения чтению дошкольников и младших школьников.

Основная задача чтения - понимание письменного сообщения.

По Р.И. Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребенка:

фонематического восприятия (дифференциация фонем);

фонематического анализа;

зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв);

пространственных представлений;

зрительного мнезиса (запоминание букв).

Процесс чтения включает в себя следующие операции:

восприятие графического образа слова;

перевод графической формы в звуковую;

понимание прочитанного.

По Егорову 4 ступени навыка чтения:

Овладение звукобуквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.

Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

Успешное и быстрое становление навыка чтения возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

а) звукопроизносительной стороны речи (нельзя предлагать ребенку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует либо искажается в устной речи ребенка);

б) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем) и фонемного анализа (возможности выделения звуков из потока речи), в противном случае ребенок в последующем может смешивать и буквы, обозначающие звуки, не дифференцируемые на слух.

в) зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы);

г) пространственных представлений (способности определять расположение элементов букв в пространстве и дифференцировать сходные по написанию буквы);

д) интеллектуальной (у ребенка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем, в противном случае читаемые слова не будут вызывать у ребенка конкретные зрительные образы и ассоциации, а навык чтения приобретет механический характер, не сопровождаемый пониманием смысла прочитанного).

Другая информация:

Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis – устный, словесный). Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устно ...

Анализ программы по изобразительному искусству и художественному труду под редакцией Б.М. Неменского
Прежде всего, мы выбрали эту программу, потому что в ней предоставлено большее количество часов, а именно в 6 классе для изучения этой темы посвящена полная (первая) четверть учебного года (8 часов). За этот период, можно непрерывно и не опираясь на остаточные знания ознакомить и научить детей виде ...

Развитие дошкольной педагогики в России
После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы народного образования. В 20-е гг. в СССР существовало 3 типа дошкольных учреждений — детские дома для детей-сирот, детские очаги, обслуживавшие детей фабрично-заводских рабочих, и детские сады. В дошкольные учреж ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru