Основным методом диагностики детей в процессе обучения и воспитания служит соблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах и деятельности ребенка.
Благоприятные условия для получения таких данных предоставляют уроки рисования. Наблюдения за детьми во время рисования позволяют обнаружить у них черты, которые на других уроках могут остаться незамеченными.
В ходе изобразительной деятельности учащиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции.
В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и деятельности умственно отсталых школьников.
Деятельность учащихся, направленная на выявление и запоминание того, что затем должно быть передано в рисунке, способствует повышению их речевой активности.
Диагностика учащихся в процессе изобразительной деятельности, а также анализ результатов этой деятельности (рисунков) дают возможность существенно дополнить данные, полученные учителем во время занятий по другим учебным дисциплинам. Наиболее отчетливо индивидуальные особенности школьников выявляются при выполнении ими конкретных графических заданий.
Изучению подлежат основные черты деятельности школьников (направленность, устойчивость, сознательность, активность, продуктивность, мотивация). Фиксируется, целенаправленно ли действует ученик во время выполнения задания, на что конкретно направлено его внимание, по назначению ли используются учебные принадлежности, отмечаются случаи их неадекватного использования.
Наблюдения за ребенком в процессе рисования позволяют установить, может ли он правильно организовать свою деятельность, поступает ли в соответствии с указаниями учителя или «соскальзывает» на другой, более простой вид работы. Нередки случаи, когда ученик вовсе отказывается от выполнения задания.
Не менее важно установить отношение ребенка к изобразительной деятельности: проявляет ли он интерес к рисованию и в чем это выражается, насколько этот Интерес продолжителен и на что направлен. Необходимо проследить, замечает ли ученик просчеты в своих графических действиях, исправляет ли допущенные ошибки и какими способами это осуществляет (вносит в рисунок изменения, прорисовывай линии, пользуется резинкой, начинает рисунок заново).
Занятия рисованием позволяют довольно быстро определить состояние моторики ученика, его ведущую руку, степень координированное выполняемых действий и их качество.
В процессе изобразительной деятельности создаются особенно благоприятные условия для выявления способности различать форму, величину, цвет и пространственные соотношения зрительно воспринимаемых объектов. С помощью графических заданий нетрудно установить, насколько самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той или иной геометрической формой (тарелка — круг, салфетка — квадрат, рамка — прямоугольник и т.п.).
На занятиях проверяется, может ли ученик, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и без образца), нарисовать предметы разной величины, способен ли он сравнить по величине два-три предмета и передать величинные соотношения в рисунке. Проверяется также способность ребенка различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету. Важно установить, знает ли ученик промежуточные цвета (голубой, светло-зеленый и т.д.) и правильно ли используют их в своих рисунках. Необходимо также фиксировать, соответствует ли окраска изображенных предметов их реальному цвету и соблюдается ли цветовая последовательность в рисунках декоративного характера.
Другая информация:
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового
материала
Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний. Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для гл ...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания
у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Главное для детей с умственной отсталостью – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и ...
Сущность дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Это ...