Материалы » Социокультурные функции образования » Аксиологический подход

Аксиологический подход

Страница 2

В современных условиях признание ценностей общественных идеалов получает свою реализацию посредством:

- систематического обновления содержания образования, которое отражает изменения во всех сферах науки и техники;

- последовательной ориентации на культуросообразность педагогического процесса, что обеспечивает формирование духовно-нравственного мира человека;

- социализации человека, формирования устойчивых нравственных доминант, определяющих личностные и общественные ценности жизни;

- освоения человеком системы научных знаний и умений, активно реализуемых в практической деятельности с целью индивидуального развития и общественного прогресса;

- поддержки инновационной деятельности учебных заведений по разработке вариативных, уровнево-дифференцированных учебных программ, наполненных новым образовательным содержанием.

Усиление аксиологического аспекта содержания образования с необходимостью требует пересмотра средств и методов его изучения. Поэтому ценностные ориентиры становятся основой при определении теоретических основ и конструировании собственно технологии образования подрастающего поколения, т. е. позволяют оформить последовательную систему педагогических средств, используемых в процессе организации обучения. Наиболее адекватными аксиологически насыщенному содержанию являются дидактические средства, позволяющие включить в учебный процесс личностный опыт обучающихся, развивая их субъектную позицию, самостоятельность и активность. В работах исследователей М.М.Бахтина, B.C.Библера, М.Бубера отмечается, что релевантностной технологией, дополняющей ценностно-ориентированное содержание, является диалоговая.

Именно диалог как «подлинная коммуникация», по мнению М. Бубера, включает:

- обмен мнениями, способствующий саморазвитию, самодвижению и самоизучению участников педагогического процесса;

- освоение различных точек зрения на основе признания их чувственной, ценностной значимости как основы нормативного взаимодействия;

- установление высокой степени межличностного доверия, открытости, откровенности, формирование установки на взаимоизменение, взаиморазвитие, т.е. «наполнение тонкого пространства «личного Я» «другим Я».

Таким образом, диалогизация обучения позволяет реализовать развивающую, социально-культурную и научно-исследовательскую функции образования и рассматривать учащихся в качестве субъектов учебного процесса. В связи с этим сегодня предлагается широкий спектр активных методов обучения — игровых, задачных и тренинговых технологий, направленных на создание психологически комфортного учебного пространства, открытость позиций участников педагогического процесса и развитие творческого потенциала учащихся.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Характеристика авторской школы К.Д. Ушинского
Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах. Такими принципами К.Д. Ушинский считает: 1) своевременность 2) постепенность 3) ограни ...

Содержание понятий "патриотизма" и "гражданственности"
Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского и патриотического образования. Впервые слово "патриот" появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда себ ...

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru