Материалы » Социокультурные функции образования » Аксиологический подход

Аксиологический подход

Страница 2

В современных условиях признание ценностей общественных идеалов получает свою реализацию посредством:

- систематического обновления содержания образования, которое отражает изменения во всех сферах науки и техники;

- последовательной ориентации на культуросообразность педагогического процесса, что обеспечивает формирование духовно-нравственного мира человека;

- социализации человека, формирования устойчивых нравственных доминант, определяющих личностные и общественные ценности жизни;

- освоения человеком системы научных знаний и умений, активно реализуемых в практической деятельности с целью индивидуального развития и общественного прогресса;

- поддержки инновационной деятельности учебных заведений по разработке вариативных, уровнево-дифференцированных учебных программ, наполненных новым образовательным содержанием.

Усиление аксиологического аспекта содержания образования с необходимостью требует пересмотра средств и методов его изучения. Поэтому ценностные ориентиры становятся основой при определении теоретических основ и конструировании собственно технологии образования подрастающего поколения, т. е. позволяют оформить последовательную систему педагогических средств, используемых в процессе организации обучения. Наиболее адекватными аксиологически насыщенному содержанию являются дидактические средства, позволяющие включить в учебный процесс личностный опыт обучающихся, развивая их субъектную позицию, самостоятельность и активность. В работах исследователей М.М.Бахтина, B.C.Библера, М.Бубера отмечается, что релевантностной технологией, дополняющей ценностно-ориентированное содержание, является диалоговая.

Именно диалог как «подлинная коммуникация», по мнению М. Бубера, включает:

- обмен мнениями, способствующий саморазвитию, самодвижению и самоизучению участников педагогического процесса;

- освоение различных точек зрения на основе признания их чувственной, ценностной значимости как основы нормативного взаимодействия;

- установление высокой степени межличностного доверия, открытости, откровенности, формирование установки на взаимоизменение, взаиморазвитие, т.е. «наполнение тонкого пространства «личного Я» «другим Я».

Таким образом, диалогизация обучения позволяет реализовать развивающую, социально-культурную и научно-исследовательскую функции образования и рассматривать учащихся в качестве субъектов учебного процесса. В связи с этим сегодня предлагается широкий спектр активных методов обучения — игровых, задачных и тренинговых технологий, направленных на создание психологически комфортного учебного пространства, открытость позиций участников педагогического процесса и развитие творческого потенциала учащихся.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Понятие диалог и различные подходы к изучению диалогической речи
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделен ...

Учебный комплекс упражнений Бабайцевой В.В. для средней общеобразовательной школы
По мнению С. И. Ожегова, комплекс – совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это совокупность упражнений направленных на формирование одной из составляющих языковедческой компетенции, т. е. обогащение словарного запаса учащихся средних классов. Комплекс ...

Понятие педагогического общения и его виды
Исследователи выражают различные точки зрения, определяя общение. Так, например, А.А. Леонтьев утверждает, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной д ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru