Как определить, нуждается ли учитель в методической помощи?
Актуальным сегодня является исследование методической деятельности учителя через анализ «конкретных вариантов педагогического процесса» (по выражению Лушникова И.Д.), поскольку именно урок решает успех дела в обучении. Соотнесение результатов такого исследования с научно-педагогическими достижениями, относящимися к обучению учащихся, может помочь определить, соответствует ли методическая подготовка учителя этим достижениям; если нет, то какие изменения в ее содержание следует внести; как отразятся эти изменения на методическую деятельность учителя и развитие его личности; и если внесенные изменения в методическую подготовку учителя не ведут к существенным изменениям практики, то каковы причины такого положения.
В каком направлении следует совершенствовать методическую деятельность учителя?
В теории методической подготовки учителя обозначилось новое направление, изменяющее цель методической подготовки с освоения учителем конкретного учебного предмета и методики его изложения на соотнесение учителем своих методических действий с их влиянием на учащегося.
Для обеспечения соответствия методической деятельности учителя современным требованиям необходимо методическую подготовку связать с личностно ориентированным обучением на различных этапах непрерывного образования и обеспечить ее преемственность, поскольку, во-первых, каждый учитель должен стать субъектом собственного развития, что возможно только в условиях личностно ориентированного обучения как будущих, так и действующих учителей; во-вторых, потребность у учителя в совершенствовании методической деятельности стимулируется учащимися при осуществлении личностно ориентированного обучения в школе.
Как обеспечить непрерывное становление учителя как субъекта собственного развития?
Обеспечение непрерывного становления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методической деятельности возможно при следующих условиях:
- личностно ориентированное обучение на всех этапах непрерывного образования и нацеленность учителя на его реализацию в педагогическом процессе;
- наличие единого для всех этапов непрерывного образования личностно ориентированного содержания методической подготовки учителя;
- личностно ориентированная организация выполнения студентом (учителем) методических заданий;
- обеспечение посредством содержания и организации работы с ним формирования методической компетентности и открытой познавательной позиции учителя, овладения учителем техникой ведения диалога с учащимися.
Изменение содержания методической подготовки учителя в условиях непрерывного образования необходимо осуществить в следующих в четырех направлениях:
- ориентация содержания на субъектный опыт учащихся и учителя;
выделение в содержании базового материала и связующих элементов для обеспечения методического роста учителя;
- включение в содержание описания процедур реализации методической деятельности учителя при осуществлении личностно ориентированного обучения;
- включение в содержание системы учебно-методических заданий, способствующих становлению учителя как субъекта собственного развития.
Содержание методической подготовки является личностно значимым для студентов (учителей), если оно:
- отражает существенно значимое для методической деятельности учителя;
помогает решать конкретные профессиональные задачи;
- учитывает методические проблемы и трудности, с которыми столкнулись реальные студенты (учителя);
- информирует о методических находках;
- учитывает познавательные стили обучающихся;
- способствует методическому самосовершенствованию.
Единое для всех этапов непрерывного образования учителя личностно ориентированное содержание методической подготовки содержит учебно-методические материалы следующих видов:
Другая информация:
Разработка методического обеспечения для обучения аудированию
с использованием видеофильма «101 далматинец»
1. Фильм составляет неотъемлемую часть работы учителя - окончание работы над разделом (темой) учебника “New Millenium English” (10 класс, авторы Гроза О.Л., Дворецкая О.Б. и др.) - «Animals» (животные и их защита). Те речевые образцы, которые были предметом работы учителя с учащимися в этом разделе ...
Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности грамматического строя речи. В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен, специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, и каких лекс ...
Классификация. Виды межпредметных связей
Существуют различные классификации межпредметных связей. Первая классификация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи (Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др.). Практическое осуществление таких связей способствует системати ...