Материалы » Внутришкольный контроль как функция управления учебно-воспитательным процессом в школе » Содержание и современные требования к организации контроля

Содержание и современные требования к организации контроля

Страница 4

- Подводятся итоги контроля за деятельностью администрации, указываются положительные стороны и просчеты в работе, при этом деятельность администрации учреждения рассматривается в контексте анализа общей деятельности всего образовательного учреждения. Так, подводя итоги контроля, отмечают отдельные недостатки в работе учреждения. Называют конкретных виновников этих недостатков, как членов коллектива, так и представителей администрации, в том числе и руководителя учреждения.

Одним из требований к организации контроля является взаимосвязь с педагогическим анализом, который является основой эффективности контроля. Вне педагогического анализа контроль не просто формален – он создает иллюзию его осуществления. Контроль должен не только выявлять достоинства и недостатки учебно-воспитательного процесса, но и устанавливать причины и условия, их породившие, выявляя основные тенденции процесса обучения и воспитания, а это осуществляется на основе педагогического анализа всех контролируемых явлений. Разбор посещения занятия и оформления учебного кабинета получится наиболее квалифицированным, если будет проведен глубокий анализ всех наблюдений и фактов, собранных в ходе проверки. Для проверяющего важно знать не только различные объекты педагогического анализа и их соотнесенность с направлениями контроля, но и представлять оптимальную модель состояния каждого анализируемого объекта в тесной взаимосвязи с самой педагогической системой.

Являясь самостоятельным компонентом управления образовательным учреждением, процесс контроля имеет свои тесно взаимосвязанные последовательные этапы:

- определение целей и задач контроля;

- составление плана контроля и его программы;

- сбор фактического материала;

- педагогический анализ собранного материала;

- подготовка выводов и предложений по совершенствованию учебного процесса;

- доведение результатов контроля до работников;

- определение сроков и форм проверки исполнения.

Каждый из этих этапов имеет свое содержание и назначение. Этап педагогического анализа самый трудоемкий и самый сложный, поскольку требует от проверяющего глубокого и всестороннего знания всех контролируемых явлений. Таким образом, педагогический анализ выступает как обязательное условие эффективности контроля, как его этап и как важнейший метод.

В литературе по педагогическому управлению (М.Л. Портнов, Т. И. Шамова, Н.А. Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления:

выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;

качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

качество знаний, умений и навыков учащихся;

уровень воспитанности учащихся;

состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения;

состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы;

работа с педагогическими кадрами;

эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;

исполнение нормативных документов и принятых решений.

В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, подготовленных государственными органами управления образованием или администрацией школы, конкретизируется каждое указанное направление контроля.

Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система, характеризуется стремлением к организации, направляемой деятельностью педагогов и ученического коллектива, с другой - к дезорганизации, в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы. Причинами дезорганизации педагогического процесса может быть привнесение в его структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления. Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения, развития компонентов системы. Изменяющийся уровень профессионально-педагогической культуры учителей, изменение ценностных ориентаций учащихся и многое другое требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического анализа. В то же время регулирование позволяет видеть эффективность проведенного контроля, его необходимость и целесообразность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Инновационные технологии в профессиональном образовании
В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познав ...

Структура сюжетных физкультурных занятий
С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 15 мин). Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не счита ...

Предпринимательство в образовательном учреждении
Действительное российское законодательство предусматривает финансирование образовательных учреждений их учредителем из принадлежащих им собственных средств, а так же за счет бюджетных ассигнований и поступлений из внебюджетных фондов органов государственного управления. Вместе с тем Закон Российско ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru