Материалы » Формы и методы воспитательного процесса » Классификация методов воспитания

Классификация методов воспитания

Страница 2

Упражнение – неоднократное совершение поступков на основе общепринятой норм. Этот метод используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного одобрения.

Приучение – побуждение к систематическому выполнению определенных действий. Применяется данный метод, начиная с раннего возраста, когда ребенок вовремя ложится спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективность метода зависит от того, насколько выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, когда ему дается образец выполнения и если для этого созданы максимально благоприятные условия.

Воспитывающие ситуации – создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребенка какой-либо поступок. Данный метод требует от воспитателя особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств, сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся в бездействии способности и возможности личности, в ситуациях творческого поиска соединяются разнообразные виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя некий сплав, многократно усиливающий каждый из них.

По мнению Н.Е. Щурковой, организовать педагогическую (воспитывающую) ситуацию целесообразно на основе перевода социальной ситуации в воспитывающую. В таком понимании перевод рассматривается как целенаправленный, организуемый на основе ценностного взаимодействия процесс выстраивания культурно- значимых средств действия, в отношении к которым субъект (и воспитанник и воспитатель) реализует свои родовые сущностные силы. Перевод социальной ситуации в воспитывающую осуществляется соответственно этапами:

Предъявление мира. На этом этапе ребенку открывается окружающий мир во всем его многообразии и многоликости. Педагог целенаправленно расширяет кругозор видения объектов действительности.

Интонирование мира. Педагог совместно с воспитанниками расставляет ценностные акценты в освоении мира, человеческих отношений и поступков.

Мобилизация сил. После двух первых этапов, когда воспитаннику был предъявлен мир, проинтонирован, перед ним встает ситуация выбора. На этом этапе предстоит сделать выбор «и нести тяжесть или радость ответственности».

Основной функцией методов стимулирования деятельности является положительная или отрицательная оценка деятельности или поведения.

Рассмотрим методы данной группы:

Соревнование - создание ситуации, в которой воспитанник стремится достичь более высоких результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, способности.

Поощрение – положительна я оценка поведения ребенка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. Применение данного метода требует от воспитателя учета следующих педагогических требований: поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным и поддерживаться коллективом.

Наказание – отрицательная оценка поведения и действий воспитанника. В качестве наказания могут выступать замечание, выговор, отстранение от участия в коллективной деятельности, лишение почетных обязанностей. Основные требования к применению данного метода: наказание должно быть понятно воспитаннику; оно не должно унижать личность ребенка; недопустимо применение физических наказаний в воспитании; последствием наказания становится появление чувства вины и раскаяния.

Методы воспитания (по Коротову)

Методы организации коллектива

Методы убеждения

Методы педагогического воздействия

Исходные методы

Единые требования

Информация

Требование

Ведущие методы

Самообслуживание

Поиск

Перспектива

Методы коррекции

Соревнование

Дискуссия

Поощрение – наказание

Методы самоорганизации

Самоуправление

Взаимное просвещение

Общественное мнение

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения в изучении экономики в школе
Исходный дидактический принцип построения учебного курса экономики – наличие учебной концепции, в соответствии с которой отбираются и выстраиваются традиционные вопросы данной науки. Выработка учебной концепции и есть то, что образует индивидуальность учебного курса данного преподавателя. Только пр ...

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и ...

Взгляд Василия Великого на „внешнее” образование
В „Беседе к юношам” Василий Великий высказывает христианский взгляд на человеческую жизнь и, соответственно этому, свое отношение к языческому образованию, к изучению языческих писателей. Мы, христиане, „не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни, но ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru