Д.Б. Эльконин считал, что особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми свидетельствует о том, что игра черпает свои сюжеты из жизни, окружающей детей; игра социальна по своему внутреннему содержанию, происхождению и природе.
Поэтому в процессе обучения иностранному языку школьников применяется ролевая игра, в основе которой лежит модель некой реальной деятельности. Широко известны такие игры, как «Суд», «Дискуссия», «Выборы» и др. Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную, познавательную активность школьников.
Что же касается применения ролевой игры в процессе обучения школьников среднего звена, то здесь целесообразность применения данного приёма обуславливается тем, что основной психологической потребностью подростка является овладение формами общения. А так как ролевая игра как раз и моделирует межличностное групповое общение, то она находит отклик у учащихся 7 – 9 классов.
Как считают Р. Родригес и Р. Вайт, «ролевая игра соединяет классную комнату и жесткую реальность» .
Являясь одним из активных способов обучения, ролевые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Ролевая игра характеризуется:
- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);
- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);
- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);
- особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, которые заключаются в следующем (см. Таблицу 3):
Таблица 3
Обучающие возможности ролевой игры
Обучающиеся возможности |
Содержание |
Ролевая игра как самая точная модель общения. |
Предполагается подражание действительности в её наиболее существенных чертах. |
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана |
Точно обозначенные предполагаемые обстоятельства создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива. |
Ролевая игра предполагает усилия личностной сопричастности ко всему происходящему |
Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус актёра-ученика, что положительно сказывается на результате и, в конечном счёте, на усвоении иностранного языка |
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. |
При правильной постановке делу игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплочённого коллектива, и в этом её воспитательное значение. |
Ролевая игра способствует расширению сферы общения. |
Предполагается предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания, поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой. |
Ролевая игра имеет образовательное значение. |
Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. |
Другая информация:
Методическая сторона урока
1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов. 2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: - по ...
Методы обучения технологии
Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений, навыков, осуществляется разностороннее развитие и воспитание его личности. В определении понятия метода обучения те ...
Методика изучения темы "Линейная функция"
Существенным преобразованием в содержании А.Г. Мордковича стало то, что линейная функция вводится как зависимость между переменными. Это позволило "приспособить" ситуации затруднения, предложенные Горбовым С.Ф., связанные с введением области определения и аспекта однозначности в понятие ф ...