В методике преподавания иностранного языка сложились два пути обучения диалогической речи:
1) дедуктивный (путь «сверху вниз», т.е. от общего к частному)
2) индуктивный (путь «снизу вверх», т.е. от частного к общему).
При дедуктивном подходе обучение начинается с целого - абзаца, рассматриваемого в качестве структурно - интонационного эталона для построения ему подобных:
а) восприятия диалога (на слух, а затем с графической опорой) с целью общего понимания смыслового содержания, выявления действующих лиц и их позиций;
б) выявление и «присвоение» особенностей данного диалога: клише, обращений, эллиптических предложений, модальных слов и междометий;
в) воспроизведение диалога по ролям, хором за учителем и в парах;
г) стимулирование диалогического общения на основе подобной, но новой ситуации путем выделения вариативных элементов, их эквивалентное замещение;
д) воспроизведение видоизмененного диалога.
При овладении диалогической речью дедуктивным путем, действия учащихся в большей степени основаны на процессах запоминания и репродукции, основная нагрузка, таким образом, ложится на их память, а действия не всегда удается в достаточной мере коммуникативно мотивировать и стимулировать, если не сделать ставку на интерпретацию исходного диалога. Но в то же время диалог-образец является определенной опорой для композиционного оформления и выбора средств выражения мыслей и чувств.
Как правило, обучение диалогической речи происходит следующим образом:
Таблица 1
Учитель |
Ученики |
1) Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону» и т. д.) |
1) Знакомятся: - с новыми словами, речевыми моделями и клише; - с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации. |
2) Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся |
2). Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога. |
3). Отбирает или составляет диалоги - образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т. д. |
3). Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации и т. д. |
4). Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы. |
4) Учатся быстро реагировать на определенные реплики |
5). Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога. |
5) Разыгрывают учебные 1 диалоги близко к тексту или учат их наизусть. |
6) В случае необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации |
6) Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с установкой учителя. |
7) Читает диалог или проигрывает запись диалога. | |
8) Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств. | |
9) Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей. | |
10) Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги. | |
11) Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся. | |
12) Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме | |
13) Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников. | |
14) Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса |
Другая информация:
Характеристика авторской школы Фролова
Любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно-мотивационной операционально-исполнительной рефлексивно-оценочной Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и четкой цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых дей ...
Структура музыкального мышления
Структуру музыкального мышления, необходимо рассматривать в единстве со структурой мышления художественного. Анализ научной литературы позволяет выделить в феномене художественного мышления два структурных уровня, соответствующих двум уровням познания – эмоциональный и рациональный. К первому (эмоц ...
Роль ролевых игр в формировании умений
диалогической речи младших школьников
В отличие от диалога или пьесы, которые обучают, как сказать, ролевая игра отвечает на вопрос, почему и зачем сказать. Г.А. Китайгородская Игра – дело серьезное. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся моделирует межличностное групповое общение и находит живой ...