Материалы » Особенности работы учителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младшего школьного возраста » Личностно-ориентированный подход как важнейшая особенность работы учителя начальных классов

Личностно-ориентированный подход как важнейшая особенность работы учителя начальных классов

Страница 6

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива, под которым понимается качественная сторона межличностных отношений, и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Организация работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе учащихся должна опираться на психологические особенности младших школьников, учет специфики их межличностных отношений.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).

ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Под благоприятным психологическим климатом в коллективе понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [41, С. 329], совокупность психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе, которые благоприятно воздействуют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих в коллективе проблем.

Характеристики благоприятного психологического климата: в классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Особенностями работы по формированию учителем благоприятного психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, креативность;

включение в жизнедеятельность класса различных видов искусств; использование игры; формирование общих традиций в классе;

создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;

поощрение к открытости, доброжелательности;

создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

развивать коммуникативную культуру;

развивать эмпатийные способности членов группы, толерантное к ним отношение .

Личностно-ориентированный подход в наибольшей степени соответствует требованиям создания благополучного психологического климата в коллективе, поэтому данный подход может считаться важнейшей особенностью работы учителя иве младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другая информация:

Основные жанры литературного творчества школьников
С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам – поэзии, прозе. Под руководств ...

Составление программы диагностического «среза»
Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу. В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и у ...

Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru