На сегодняшний день существует множество классификаций способностей. Л.Д. Столяренко классифицирует способности следующим образом:
1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающее жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь под разделяются на:
- общие, которыми определяются успех человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитие памяти и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимо особого рода задатки их развитие (способности математические, творческие, спортивные и т.д.);
- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонностей к конкретно практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности – талантом;
- способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией и т.д.
Таким образом, рассмотрев данную классификацию, можно сделать вывод о том, что человек обладает множеством способностей, одни из которых играют главную роль для личности, а другие – второстепенную. Также следует отметить, что одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. «Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» .
Другая информация:
Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе
«Элективные курсы ориентируются на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Задача педагога не передавать знания, а сопровождать по пут ...
Особенности распознавания семантически далеких значений
Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов «трамвай, метро, дворник». Затруднения вызывало то, что мног ...
Культурный подход
В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культу ...