Материалы » Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки » Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкального мышления младших школьников

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкального мышления младших школьников

Страница 1

Сравнивая исходный и конечный результаты уровня развитости у учеников музыкального мышления, в процессе опытно-экспериментальной работы, можно выявить динамику роста. Результаты такого сравнения в экспериментальной группе, приведены в таблице № 3:

Таблица № 3.

Уровни развитости музыкального мышления младших школьников ЭГ. N (ЭГ) = 10

Исходный уровень

Конечный уровень

Уровень

Абс.

%

Уровень

Абс.

%

Высокий

2

20

Высокий

6

60

Средний

3

30

Средний

2

20

Низкий

5

50

Низкий

2

20

Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:

1. Образное постижение младшими школьниками музыкальных произведений, относящихся к образцам непрограммной музыки, имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что учащимся предлагались произведения без программного названия, т.е. не намечалось то русло, по которому будет двигаться мышление слушателя при восприятии данного музыкального произведения.

2. На начальном этапе развитие музыкального мышления младших школьников происходило при условиях:

– сочетания слушания музыки с ее последующей словесной характеристикой;

– поэтапного слухового постижения младшими школьниками музыкально-художественного образа, которое предусматривало целостное становление этого образа в сознании слушателя на основе первично возникших слуховых представлений через их последующее эмоциональное переживание и детальное осмысление посредством установления аналогий между средствами музыкальной выразительности, создающих определенный музыкальный колорит.

3. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития музыкального мышления младших школьников. При этом ведущими видами деятельности выступили: слушание музыкальных произведений, проведение бесед о прослушанной музыке, ее анализ, использование творческой импровизации в её разновидностях. Динамика роста развития уровня музыкального мышления составила 40%, что отражено в таблице 3.

Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека музыкального образа, являющего единство эмоционального и рационального.

На основе анализа литературы по проблеме исследования мы выявили характерные признаки понятия «музыкального мышления»:

– музыкальное мышление является частным видом художественного мышления, поскольку, как и мышление в целом, оно является функцией головного мозга, присущей каждому человеку;

– музыкальное мышление совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

– музыкальное мышление имеет творческий характер;

– в нем проявляются специфические свойства музыки.

Формирование и развитие музыкального мышления учащихся должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений. Учитель музыки, организуя процесс развития музыкального мышления школьников должен опираться на его прежний опыт, воспоминания, полученные представления. Именно мышление помогает человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного подключения иных практических действий.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование устной монологической речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, А.М. Курицыной,. Речевой и наглядный материал для данных упражнений также долже ...

Проблема формирования обществоведческих знаний у младших школьников
Современное развитие общества требует новой системы образования, нового подхода в обучении, которое сформировало бы у подрастающего поколения способность прогнозировать свое будущее, брать ответственность за него, влиять на него. В связи с этим большое внимание уделяется вопросам методики преподава ...

Понятие форм воспитательной работы
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru