Материалы » Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки » Факторы социальной среды, влияющие на развитие музыкального мышления детей

Факторы социальной среды, влияющие на развитие музыкального мышления детей

Страница 2

Спектр звучащей музыки разнообразен. Это и классическая, и популярная, и народная, и экспериментальная. А также джаз, рок, диско, электронная, духовая музыка . Произведения всех без исключения сфер музыкальной культуры вычленяется из органически свойственных им условий бытования, и включаются в создание единой музыкальной среды. «Конечно, вполне естественна любовь к хорошей, подлинно художественной легкой музыке, в которой есть блеск, остроумие, молодой задор, ощущение радости жизни. Бывают такие минуты в жизни человека, особенно молодого, когда хочется повеселиться, закружится в танце, отбросить на время мысли о серьезных делах».

Итак, для развития музыкального мышления необходимо восприятие музыки разных жанров: «То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого, ровно как потребность в уединении не может быть восполнена и замещена потребностью в общении и наоборот. Чувства развитого человека должны уметь растворяться и в общественно ценном коллективном переживании, и в то же время иметь возможность проявляться в индивидуальном переживании и размышлении, когда человек остается один на один со своей совестью». Но если музыкально-воспитательный процесс недостаточно организован, то некоторая часть слушателей приходит к гипертрофированному увлечению развлекательной музыкой. Вследствие чего процесс формирования музыкального мышления нарушается. Поэтому так важно помочь молодому слушателю, при формировании его музыкального мышления, чтобы у него сохранился интерес к лучшим примерам народного и профессионального музыкального творчества. А. Сохор в своих работах наметил важную задачу музыкально-воспитательной деятельности: «преодолеть односторонность музыкальных потребностей и интересов тех слушательских групп, которых привлекает в музыке только какая-то одна ее функция (скажем, развлекательная) .». Для современного школьника развлекательная музыка – это особое мировоззрение, поэтому именно урок музыки имеет решающее значение в создании уравновешенных взглядов на классическую музыку и музыку развлекательных жанров. Чтобы достоянием ребенка стали высокохудожественные произведения, необходимо, чтобы они являлись неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта.

Главная задача музыкального воспитания в школе – пробудить в детях интерес и любовь к музыке, воспитать в учащихся «музыкальную грамотность». Если эта цель будет достигнута, то полученных учащимися знаний будет достаточно для того, чтобы продолжить музыкальное самообразование и самовоспитание. В данном контексте очень актуальны и уместны слова Б. В. Асафьева: « . если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то, прежде всего, надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать: музыка – искусство, т. е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».

Цель музыкального воспитания в общеобразовательной школе, в зависимости от этапов развития нашего общества, была различной – привить любовь к музыке; научить слушать и понимать её; сформировать музыкальную культуру школьников как часть их общей духовной культуры. Однако, на всех этапах, основу всех этих процессов составляет художественное, музыкальное мышление, без развития которого невозможно осуществить ни одну из перечисленных задач.

И сегодня для решения проблемы музыкального воспитания младших школьников учителю предлагаются на выбор подходы разных авторов, среди которых Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Терентьева, В.О. Усачева, Л.В. Школяр и др. Все они воплотили свои концепции музыкального образования школьников в конкретных учебных программах. Несмотря на то, что в них воплощены различные подходы к постижению музыкального искусства, все они ориентированы на развитие музыкального мышления школьников.

Приобщение школьников к музыкальному искусству на уроках музыки идёт через знакомство с элементами музыкального языка, основу которого составляют интонация, мотив, мелодия, лад, гармония, тембр и т.д. Знакомя детей с темами музыкальных произведений, помогая им понять музыкальные образы, их музыкальную форму, жанры и стили, учитель тем самым помогает им постичь духовные ценности темы, музыкальный образ, музыкальную форму, жанры, стили. Учитель помогает ребёнку постичь духовные ценности, заложенные в музыкальных произведениях, сформировать их вкус, потребности, мировоззрение и музыкальное мышление. Все перечисленные элементы музыкального языка являются исходной группой категории музыкального мышления.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Особенности работы с фильмом
Использование учебного кино можно рассматривать как высшую форму ситуативной наглядности. Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видео-материалы представляют собой образцы ауте ...

Трудовая деятельность как фактор воспитания личности умственно отсталого дошкольника
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Виды кукольных театров
Среди театров кукол различают три основных типа: I. Театр верховых кукол управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах такого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не срываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. В таких театрах используются перчаточные ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru