Материалы » Разработка лабораторно-практических работ по технологии » Возрастные особенности студентов

Возрастные особенности студентов

Страница 2

Формирование личности человека во многом определяет система ценностных ориентаций. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе (“Кто я?”, “Каким я должен быть?”), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Переход от старшего школьного возраста к студенческому часто сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Устойчивая система ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления, определяют меру социализации индивида.

По мнению А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность. Противоречивость в ценностных ориентациях, напротив, влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека. Неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм и безликость человека.

Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.

Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.

Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.

Совершенствуется память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.

Совершенствуется мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.

Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.

В последнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием жизненного становления.1

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физически ...

Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...

Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родит ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru