Материалы » Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы » Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной школы VIII вида

Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной школы VIII вида

Страница 4

Логопедическая работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном так и на вербальном уровне.

Работа с текстом. Используются следующие задания: а) сравнить текст и совокупность изолированных предложений; б) сравнить два текста (правильный и с пропущенными смысловыми звеньями), в) добавить одно или два предложения к незаконченному тексту, пользуясь серией сюжетных картинок, г) вставить пропущенные предложения в текст пользуясь серией картинок; д) придумать рассказ с опорой на сюжетные картинки, а затем на слова; е) работа с деформированным текстом.

Одновременно с развитием внутреннего программирования в этих заданиях проводится и развитие умения правильного языкового оформления текста.

С целью развития языкового оформления текста используются следующие специальные задания:

1) Определить какими словами обозначается единый предмет высказывания, 2) Заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо другими словами (синонимами или местоимением), 3) Определить какие слова в тексте помогают связывать предложения.4) Добавить предложение к слову, связывающему два соседних предложения (а, поэтому, вот так и т.д.).5) Добавить слова, соединяющие два соседних предложения.

Семантическая структура текста является неоднозначной и не представляет собой простую сумму значений входящих в него предложений. В предложении субъект – это всегда известное, предикат – то новое, что сообщается о субъекте.

В тексте движение мысли иное, оно осуществляется двумя путями, по А.К. Марковой: 1) через предикат, например: «над окном дома было гнездо. Из гнезда выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда»; 2) через субъект, например: «медведь, имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит он тяжело, но может бегать быстро».

В первом примере предикат первого предложения становится субъектом последующего предложения и т.д. Именно это является условием превращения совокупности предложений в единое синтаксическое целое, связный текст. Такая семантическая структура текста называется цепной. Во втором случае один и тот же известный субъект в каждом из предложений является новым предикатом. Такая структура носит название параллельной.

В тексте с цепной связью (повествовании), как правило, имеется динамика, развитие событий, последовательность действий. В тексте с параллельной связью (описании), наоборот, присутствует значение статичности, основной темой сообщения является один и тот же предмет.

В связи с различной семантической структурой текстов в процессе логопедической работы необходимо отдельно отрабатывать внутреннее программирование и языковое оформление текста – повествования и текста описания.

В младших классах вспомогательной школы сначала проводится работа над повествованием, а затем над описанием. В старших классах отрабатываются более сложные по семантической структуре тексты.

Страницы: 1 2 3 4 

Другая информация:

Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Каким же был опыт дифференциации общего среднего образования в дореволюционной России? Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию се ...

Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...

Учебный строй иезуитских школ, состав предметов и порядок заняли
Учебный строй иезуитских школ определяется, собственно, волею высшего начальника ордена, —генерала. Но фактически, начиная с 1599 года и доселе, исключая несущественных изменений и добавлений, в школах иезуитов царит устав четвертого генерала ордена, Аквавивы, — „Ratio et institutio studiorum” - („ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru