Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников

Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников

Страница 3

Теперь рассмотрим лексическую характеристику речи детей- олигофренов. Следует отметить, что в их активной речи отсутст­вуют многобразные формы лексики: литературной, книжной, на­учной, терминологической и др. Самостоятельный словарь у этой категории аномальных детей может быть определен как разговор­но-бытовой с ограниченным запасом слов. Эта особенность под­робно освещена в работах Г. М. Дульнева, М. П. Феофанова, Л. В. Занкова, В. Г. Петровой и многих других авторов. Отмеча­ется, что у детей с умственной недостаточностью очень беден ак­тивный словарь, многие первоклассники не знают точных назва­ний хорошо знакомых им предметов, таких, как перчатки, графин, будильник. Еще меньшим запасом слов они обозначают действия предметов. Большую сложность представляет для них усвоение и использование слов с приставками. Если умственно отсталый уче­ник хочет выразить многообразие действий (отрезал, наклеил, слепил и др.), то он, как правило, употребляет приближенную форму (делал).

Уже упоминавшийся выше опыт Г. М. Дульнева показал, что умственно отсталые школьники при характеристике свойств и качеств предметов используют одни и те же прилагательные, обозначающие их признаки (белый снег, красивый цветок, слад­кий чай и т. п.), не изменяя их по степеням сравнения (белее— белейший), не сочетая с наречиями меры я степени (очень бе­лый, весьма добрый), не образуя отвлеченных имен существи­тельных и форм субъективной оценки (белизна, доброта, бе­лый—беленький—белешенек и т, п.). Недостаточность словар­ного запаса приводит к неточному выражению мыслей, чувств, делает разговорную речь примитивной, шаблонной.

Лексический состав русского языка широко представлен сло­вами различной меры общности, благодаря чему один и тот же предмет может быть обозначен словами то более общего, то более специального назначения, например: растение—цветок—ромаш­ка. Использование таких слов дает возможность правильно и глу­боко осмысливать окружающий нас мир, адекватно отражать его в мышлении, памяти и речи. В ходе обучения значения слов и их употребление совершенствуются. Учащиеся младших классов вспомогательной школы почти не пользуются в своей речи отвле­ченными (абстрактными) существительными, такими, как: расти­тельность, молодежь, одежда и т. п. Вместо них дети предпочита­ют называть конкретные предметы, при этом число их очень огра­ниченно. Например, в понятие «одежда» чаще всего включается верхнее платье, а белье, обувь, головные уборы не называются. Только после продолжительных занятий к среднему и старшему возрасту удается сформировать слова с собирательными, вещест­венными отвлеченными значениями, но за их употреблением в ак­тивном словаре требуется систематический контроль -со стороны учителя и воспитателя.

Важным моментом, а характеристике речевой деятельности де­тей-олигофренов является расхождение между пассивным и активным словарем. Экспериментально было доказано, что умственно отсталые ученики располагают значительно большим количеством слов, но в активной речи их самостоятельно не используют. Су­щественным фактором, влияющим на введение в речь разных частей речи (прилагательных, числительных, наречий и Др.), являют­ся условия, побуждающие к высказыванию. Путем постановки се­рии уточняющих вопросов удастся добиться актуализации необ­ходимых слов применительно к анализируемой ситуации. Чтобы обогатить словарь детей-олигофренов, учитель прилагает много усилий. Эта работа носит целенаправленный характер. Однако ко­личественное насыщение лексики должно сопровождаться созда­нием условий для реализации слов в активной речи, только тогда действительно будет развиваться, и обогащаться устная и пись­менная речь.

Специальные психологические исследования и наблюдения учи­телей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развер­нута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсут­ствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых прос­тых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...

Понятие способностей и их классификация
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко. Всякая ...

Природа в музыке
В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отно ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru