Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников

Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников

Страница 2

Внутренней речью человек пользуется в процессе мышления. Даже тогда, когда нет признаков внешней речи, человек, думая о чем-то, мыслит посредством слова.

Проблема формирования речи у умственно отсталых детей — одна из центральных в специальной психологии и педагогике. Она привлекала и привлекает к себе внимание многих советских и за­рубежных исследователей. Многоаспектное изучение речевой дея­тельности, предпринятое профессором В. Г. Петровой и под ее ру­ководством большим числом исследователей (Н. В. Тарасенко, С. А. Гончаренко, Т. А. Процко) в последние годы, значительно расширило и обогатило сведения о характере нарушений устной и письменной речи у детей - олигофренов. Укажем лишь на общую характеристику формирования речи у названной категории уча­щихся с ссылкой на отдельные примеры, имеющиеся в специальной литературе.

Аномалия общего психического развития умственно отсталого ребенка задерживает процесс активного освоения окружающего мира. Это проявляется в том, что олигофрены довольно длитель­ное время самостоятельно не вступают в речевой контакт, у них наблюдается несогласованность между всеми видами деятельности и речью, таким детям трудно подчинять свои действия словесным инструкциям. Нормально развивающийся ребенок овладевает уст­ной речью без специальных занятий, в процессе непосредственного общения с окружающими людьми, а к моменту школьного обуче­ния у него имеется богатая разговорно-бытовая речь, которой он охотно, легко и самостоятельно пользуется в различных ситуациях. У умственно отсталых детей задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания, резким сужением объема разговорно-бытовой речи и общей психической инактивностью.

У детей, поступающих во вспомогательную школу, даже при первичном обследовании на медико-педагогической комиссии об­наруживается многообразие фонетических нарушений. Как прави­ло, у большинства отсутствуют тяжелые дефекты произношения, препятствующие разговорной речи. Однако уже на первых этапах обучения грамоте выявляются неточная слуховая дифференцировка близких по звучанию фонем и затруднения звукового анализа слов, что препятствует овладению их составом. Существует и дру­гая сторона этого явления: в силу инертности психической дея­тельности произносительная сторона речи почти не привлекает внимания умственно отсталых детей.

Важный фактор, определяющий характер фонетических дефек­тов,—неправильное развитие речедвигательных органов: языка, губ. твердого и мягкого нёба. челюстей, зубов. В ряде случаев после менингита, менингоэнцефалита, черепно-мозговой травмы нарушение речевой функции в целом связано с наличием парали­чей и парезов в области речевой мускулатуры или аномалий орга­нов артикуляции. В названных случаях нарушения фонетического. строя речи носят выраженный труднопреодолимый характер, так как дети - олигофрены, с одной стороны, длительно не замечают своих речевых дефектов и не стремятся к их исправлению, с дру­гой — при оказании специальной логопедической помощи правиль­ные речевые навыки с большим трудом закрепляются, а при недос­таточном контроле быстро утрачиваются. Отсутствие коррекции фонетических недостатков оказывает отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка, возникает речевая замкнутость, робость, пассивность во всех видах деятельности, связанной с уст­ной речью.

Выразительность речи обеспечивается рядом средств: интона­цией, смысловым ударением, темпом и др. В устной речи детей-олигофренов эти средства представлены очень слабо. Учителям вспомогательной школы хорошо известно, что умственно отсталые ученики не владеют мелодикой и тембром речи, поэтому она зву­чит монотонно, без эмоционально-экспрессивных оттенков. Замед­ленный темп речи приводит к ненужным паузам, повторам одних и тех же слов, в которых часто нарушается фразовое ударение, Как правило, в повествовательной речи олигофренов отсутствуют логические ударения. Все эти недостатки произносительной сторо­ны речи определяют систему работы учителя и логопеда в течение всех лет обучения детей во вспомогательной школе. Глубокое зна­ние основ логопедии и специальной методики русского языка под­скажет дефектологу пути устранения речевых нарушений у умст­венно отсталых учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта:классификация, виды и причины формирования
Понятие «умственная отсталость» (олигофрения) в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Согласно современным научным представлениям, понятие «ум ...

Методический аспект организации воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма и гражданственности. В период ста ...

Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru