Материалы » Дидактические игры в начальном курсе математики » Применение дидактических игр на уроках математики

Применение дидактических игр на уроках математики

Страница 3

Как уже было отмечено, игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные методы обучения.

К ним относятся игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы и т.д. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания.

Приведу пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Украсить елочку шарами.

Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.

Например:

6 + 7 =

В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.

Примером такой игры может служить также старинная китайская игра “Танграм", согласно правилам которой дети по образцу из частей квадрата составляют рисунки гуся, журавля, домика и т.д.

Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых задании для приобретения учащимися соответствующих умении и навыков. С помощью системы игр и занимательных заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности. Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач.

Так, в игре “Лучший летчик” ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех.

Содержание игры: До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: “Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь? ” Далее обобщает: “Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты”.

"Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает

Арифметика".

(В. Корыстылев, М. Львовский).

На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

4 7 6 3 4 56 7 8

3+3= 2+3=5+3=

5 7 6 8 7 9 10 9 7

4+3= 10-3=8+2=

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

К другой группе относятся игры, где ученики производят действия в уме. Это игры, направленные на формирование вычислительных навыков. Приведем примеры таких игр.

Игра “Телефон".

Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой, учитель шепотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет
Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образ ...

Взгляд Василия Великого на „внешнее” образование
В „Беседе к юношам” Василий Великий высказывает христианский взгляд на человеческую жизнь и, соответственно этому, свое отношение к языческому образованию, к изучению языческих писателей. Мы, христиане, „не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни, но ...

Цели дистанционного обучения. Методы управления временем. Трансакционые издержки
Дистанционное обучение называют «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одно из магистральных направлений образовательных реформ, происходящих в мире, и России. Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активный творческий, не обремененный формальными ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru