Материалы » Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников » Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников

Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников

Страница 2

- Все едино в природе. Природа – наш дом. Проблемы сегодняшней цивилизации – нарушение климата, флоры, фауны, землетрясения, войны, химические и промышленные отходы, атомная энергетика, космос и многое другое – создаются людьми и ими же и должны решаться. Поэтому мы должны охранять и беречь окружающий мир.

- Эти же проблемы отражали и творческие люди в своем творчестве. Великие художники писали картины о природе, призывая к ее сохранению, поэты воспевали ее в стихах и поэмах, подчеркивая красоту. Не обошли экологические проблемы и музыку. Вот сейчас мы послушаем с вами музыку, которая отражает красоту одного природного явления, написал эту музыку Эдвард Григ. Послушайте и скажите, какое природное явление отражено в музыке? Что вы чувствуете, слушая ее? (утро, рассвет)

- Верно. Это "Утро". А как вы узнали, что это именно утро? (солнце чуть всходит, первые лучики пробиваются)

- Как развивается музыка? (мелодия постоянно повторяется у разных групп инструментов, каждый раз с более ярким динамическим развитием)

- В какой музыкальной форме изложено произведение? (вариации)

- Как выражает свое отношение к природе композитор? (с любовью, с восхищением)

- Как мы называем людей, которые любят родной край, родную природу? (патриот)

- Чему учит нас эта музыка? (любить природу, окружающий мир)

- Природа, красота природы ярко отражена в творчестве этого композитора, так как он любил свой край, любил природу окружающую его. Так же как и он, мы должны понимать и любить окружающий нас мир, природу. И у многих композиторов тема природы, родного края проходит красной нитью в творчестве.

- Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: "Больше не могу".

- Посмотрите на эти картины, что вы видите на них? Какие экологические проблемы вы видите? (демонстрация наглядных изображений экологических нарушений и проблем)

- А что нужно делать, чтобы этого не было? (ответы)

- Молодцы. Так и надо поступать. Только это должен делать каждый.

- Еще со старины далекой народ почитал силы природы, поклонялся им. Это нашло выражение в календарных праздниках, обрядах и русских песнях. В русских народных песнях очень часто воспевалась красота природы песни "Реченька", "Волга-матушка", "Полюшко-поле". А скажите, ребята, какое дерево- символ России? (береза)

- Верно, береза. Ее называли деревом четырех дел: мир освещать – тепло и свет березовых дров; крик утешать – рукоделия из бересты для детей; чистоту соблюдать - березовые веники в бане; больных исцелять – лечебные свойства березы. И одна из самых известных песен о березе, какая? ( Во поле береза стояла)

- Верно. Молодцы. Вот ее мы сейчас и попробуем исполнить (работа над песней)

- Но не только в давние времена люди видели красоту природы, воспевали ее, но и в современности продолжают писать песни, музыку. Экологических проблем много: с ними, выйдя на улицу встретится каждый из вас. Эти проблемы мы вызываем сами – войнами, катастрофами, выбросами химических веществ в природу. Мы не понимаем, что губим себя.

- Всю эту боль и переживание за погибающую планету, которую мы плохо оберегаем, передал известный американский певец Майкл Джексон в песне, которую он назвал "Песня Земли". Мы ее не только услышим, но и увидим. Посмотрите клип внимательно и скажите, какие чувства вызывает у вас увиденное и услышанное? Обратите внимание на титры, сопровождающие песню, это перевод.

Просмотр клипа М. Джексона "Песня Земли".

- Какие экологические проблемы отразил певец в этой песне?

- Как певец голосом выражает он свое отношение к тому, что происходит на земле?

- Что происходит в самом конце клипа и песни?

- Какие чувства вызывает у вас такое окончание песни?

- Переживали за состояние окружающей среды и природы и наши отечественные эстрадные певцы, такие как Юрий Антонов, песню которого мы сегодня и разучим (разучивание песни "Живет на свете красота").

- Прозвучавшая на сегодняшнем уроке музыка может называться экологически чистой музыкой, так как ее содержание – сама жизнь, с ее вечными идеалами красоты, добра, человеческого счастья.

3.Контролирующий этап.

На данном этапе мы провели исследование роли уроков музыки в решении проблемы взаимоотношения школьников с окружающим миром, насколько проведенные уроки по экологическому воспитанию повлияли на сознание учащихся. Исследование проводилось в форме анкетирования. Сводная таблица представлена в Приложении 3. Учащимся предлагалось ответить на три вопроса:

1) Чему учит нас песня Юрия Антонова "Живет на свете красота"?

2) Если бы вы написали песню в защиту природы, о чем бы она была?

3) Способна ли музыка воздействовать на наше отношение к природе?

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ
Поскольку экономика и практическая деятельность человека неразделимы, основная нагрузка по формированию экономических знаний возлагается на образовательную область «Технология». Технология является единственным предметом, на уроках которого студенты создают изделия своими руками. Тесная связь уроко ...

О возможности применения системы учебных задач в программе А.Г. Мордковича
В программе А.Г. Мордковича понятие функции вводится по принципу "от частного к общему". Базовой моделью для введения линейной функции является линейное уравнение с двумя неизвестными, которое появляется как модель практической ситуации (модель текстовой задачи). Автор осуществляет перехо ...

Самоанализ результатов педагогической деятельности по данной проблеме
В процессе чтения и изучения поэтического произведения перед учителем встают две задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, помогая тем самым его воздействию на учащихся; формировать умения учащихся в области восприятия и оценок стихотворения, их читательские качества. В решен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru