Материалы » Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников » Урок музыки и экологическое воспитание школьников

Урок музыки и экологическое воспитание школьников

Страница 2

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй частей: "Грезы зимней дороги", "Угрюмый край, туманный край". В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через размышления о жизни и смерти. Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов – Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В операх "Русалка" А. Даргомыжского, "Садко" Н. Римского – Корсакова, балете "Конек - Горбунок" Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное царство. Особенно интересен танец "Океан и жемчужина" в постановке А. Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться все подводное царство.

Все это на уроке музыки дает школьникам представление о природе, окружающем мире, которым пропитана музыка народная и музыка композиторская, о ее экологии, о ее необходимой защите. Необходимо на уроках музыки использовать наглядность, где изображена природа, а так же использовать беседы о природе, экологии, защите живого мира, флоры и фауны, о чистоте родного края. Пение песен на тему природы благотворно влияет на их отношение к живому миру. Для воспитания любви школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь в музыке образы природы звучат по – особому, неповторимо, утверждая и славя ее красоту и ценность.

Практическую разработанность вопросов экологического воспитания средствами музыки мы наблюдаем как в работе отдельных учителей музыки, так и в ряде программ по музыке. Например, в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель", фортепианная пьеса "Октябрь" П.И.Чайковского из цикла "Времена года", песни "Капельки" В.Павленко и "Скворушка прощается" Т.Попатенко.

Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по теме "Музыка и ты", имеют одно общее свойство – трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы 20 в.: "Пастораль" (из "Сюиты в старинном стиле" для скрипки и фортепиано) и "Наигрыш" - А.Г.Шнитке, "Пастораль" из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель" – Г.В.Свиридов. Страницы учебника-тетради для 1-го класса знакомят детей с темами утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства.

Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления "Рассвет на Москве-реке" к опере "Хованщина", который рисует картину наступающего дня. В 3-м классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, поэзия А.Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую куртину вечернего покоя, тишины.

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.

В среднем звене учащимся предлагаются для слушания следующие музыкальные произведения: "Жаворонок" М.Глинки, "Поет зима, аукает" Г.Свиридова, "Рассвет на Москве-реке" М.Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: "Прелюдия соль мажор" С.Рахманинова и картина И.Левитана "Весна.Большая вода". Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края.

В 6-м классе по программе "Музыка" Е.Д.Критской изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Теоретические основы формирования правовой культуры
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной полити ...

Роль природы в экологическом воспитании школьников
Вопрос об экологическом воспитании учащихся в школе возник в связи с необходимостью решения проблемы улучшения и сохранения окружающей среды. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практи ...

Значение и применение аминокислот
Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. Так глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Лизин и метионин применяются в качестве добавок в корм сельскохозяйственным животным. Человеческий организм может синтезировать 1 ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru