Таким образом к содержанию образования будем относить:
общекультурные знания, общекультурные ценности;
социальный опыт, социальные ценности;
методы познания себя и других;
эффективные способы различной деятельности;
способы оценки результатов деятельности, собственного развития;
умение сотрудничать.
Процессуальная часть
Организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированного процесса предполагает следующие этапы:
Этап «настраивания контакта».
Мотивационный этап.
Деятельностный этап.
Диагностический этап.
Этап осмысления деятельности и ее результатов.
Этап «настраивания контакта»
Для этого этапа характерно выстраивание межличностных отношений, знакомство друг с другом, изучение личностных характеристик, субъектного опыта друг друга.
Педагог должен показать свое позитивное отношение к ребенку, заинтересованность в нем. Результатом этого этапа должно стать:
спокойное, уравновешенное психологическое состояние ребенка;
отсутствие страха;
понимание того, что учитель – это друг, который станет помощником в процессе обучения;
первые сведения друг о друге
Необходимо отводить для этого достаточное время – в соответствии с ситуацией – до установления полного взаимопонимания. Иначе налаживание контакта растянется на длительный срок.
На данном этапе уместно проведение различных психологических тестов, опросов, написание мини-сочинений о себе. Но только по согласию учащегося возможно оглашение результатов этих диагностик.
Самое главное – не бояться потери учебного времени, так как начало – «это больше половины целого» и от него зависит, насколько продуктивно будут проходить занятия в дальнейшем.
2. Мотивационный этап
На этом этапе нужно создать у ребенка внутреннюю мотивацию к изучению нового материала, учению вообще. Для этого необходимо выявить предыдущий опыт ребенка, и тогда он сможет выразить свое отношение к новому опыту и знаниям.
Первый и второй этап могут интегрироваться. Время, отведенное на второй этап, может быть различным. Чем больше работаешь с данными детьми, тем короче может быть 1-2 этап.
Для того чтобы учебный материал был переведен с уровня отстраненных знаний на уровень личностных смыслов и вызвал интерес у учащихся, необходимы следующие условия:
связь изученного материала с реальной жизнью;
обращение к ранее приобретенному опыту ребенка;
практическое применение полученных знаний, способов деятельности;
ощущение у учащихся удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед;
творческий характер деятельности в обучении;
отсутствие строгих алгоритмов, нормативно-регламентирующих предписаний по изучению предметных знаний;
свободный выбор деятельности на любом этапе обучения;
ответственность учащегося за свой выбор, действия;
приоритет самостоятельной деятельности.
Именно сейчас надо показать привлекательность темы, ее практическую направленность и понимание того, что ребенок уже что-то знает и сможет освоить новый материал по новой теме.
3. Деятельностный этап
Только тогда, когда выстроены взаимоотношения и включены внутренние мотивационные установки, можно активно изучать новый опыт, новые знания, развивать общие способы действий. Этот этап может быть наполнен разнообразием форм, методов и средств педагогической деятельности.
Выделим наиболее важные его принципы.
Чередование индивидуальных и групповых форм работы помогает сохранять высокий уровень мотивации. Для развития ключевых компетенций учащихся приоритетной можно назвать групповую форму работы.
Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабомотивированных учащихся, у них возникает желание быть не хуже других. Эффективность групповой формы деятельности обуславливается возможностью удовлетворения социальной потребности принадлежать к группе.
Другая информация:
Комплексный анализ уровня учебной работы учащихся класса в течение дня
1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся. 2. Психологические особенности детей данного возраста. 3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели. 4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению. 5. На каких уроках уровень решения данной ...
Сущность и функции межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения ...
Структура сюжетных физкультурных занятий
С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 15 мин). Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не счита ...