− оказание профессиональной помощи детям и родителям в решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, по реабилитации клиентов / своевременному выявлению и решению конфликтных ситуаций, предупреждению отклонений в поведении детей;
− представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семей в деятельности государственных учреждений.
Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в учреждении дополнительного образования:
− помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
− помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на него;
− организация социально-педагогических программ, направленных на поддержку особых категорий детей − одаренных детей или детей с ограниченными возможностями здоровья;
− распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
− индивидуальные и групповые консультации детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
− выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов;
− помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе, в определении мер их преодоления;
− проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей (оздоровление, коммуникации, реабилитация, адаптация детей и др.);
− пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью − то есть вся его профессиональная деятельность представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и социальной защите личности в учреждении дополнительного образования детей.
Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Диагностический инструмент социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют различные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты и т.д., что всегда имеется в наличии в учреждении дополнительного образования.
В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным призванием.
Таким образом, успешность социально-педагогической деятельности зависит от грамотной ее организации.
Другая информация:
Педагогические мысли Иоанна Златоуста
И. Златоуст (347—407 г.), род. в Антюхии, в Сирии. Образование получил в Константинополе, под руководством ритора Либания. По принятии крещения, поступил в монастырь. Позднее был архиепископом в Константинополе, откуда по настоянию императрицы Евдокии был сослан на полуостров Крым. Умер в 407 году ...
Роль учителя в организации межпредметных связей
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих ...
Теоретические аспекты проблемы формирования умений
диалогической речи младших школьников
Речь – единый комплекс, предполагающий умение выражать свои мысли. Речь подразделяется на устную, письменную и внутреннюю. В свою очередь устная состоит из монологической и диалогической, письменная включает в себя чтение и письмо. В данном исследовании мы рассмотрим устную речь. Устная речь это фо ...