Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Грамматические операции процесса порождения речи является чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детей с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех или иных языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединения в определенные синтаксические структуры.
Нарушение морфологической системы языка.
Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различия, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами).
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях делении морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.
В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (капает лопата, красный шары, много ложков);
неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, дому, из стакан).
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы выявления правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщения в процессе порождения речи. Наблюдается большое количество смешений морфем, т. е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.
Другая информация:
Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...
Из истории кукольных театров
Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глин, кости или дерева. Вокруг таких кукол ...
Виды, формы и методы внутришкольного контроля
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. В книге М.Л.Портнова «Труд руководителя школы» выделяются тр ...