Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.
При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения:
Запросить информацию, уметь задать вопрос.
Ответить на вопрос собеседника.
Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики).
Употреблять необходимые выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников.
Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д.
Трудности выполнения упражнений в диалогической речи:
необходимость распределения внимания между слушанием реплики собеседника и подготовкой собственной реплики;
ограниченность времени (при долгом обдумывании ответа диалог нарушается);
преодоление языковых трудностей при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа;
необходимость догадываться о том, что может сказать собеседник;
упреждение собственной реплики (выбор слов, грамматических структур и т. п.).
Для развития умений диалогической речи большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами.
Условно речевые упражнения - упражнения, которые формируют и развивают речевые навыки; имеющие коммуникативную задачу. Основной признак этих упражнений – грамматические действия в них совершается под управлением учащихся, с помощью подсказок (план, вопрос).
а) имитативные – многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов (например, краткие ответы на вопрос, согласие, подтверждение).
б) подстановочные – предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить).
в) трансформационные – учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии, расспрос).
г) репродуктивные – ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить (свободный ответ на вопрос).
Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимых клише и умением переносить их в другие ситуации.
Упражнения с подсказкой учителя:
Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения — умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании — излагать мысль без лишних деталей.
Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения — овладевать умениями комбинирования языкового материала.
Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.
Упражнения с опорой на образец:
Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и, приближаясь к «скрытым» приемам, дает возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.
Упражнения с эквивалентными заменами. Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью.
Упражнения с опорой на наглядность:
Ответы на вопросы по картинкам.
Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин.
С опорой на ситуацию:
С ограниченным языковым материалом.
Без ограничения материала
Созданную при помощи изображения на фланелеграфе (или рисунка, эпифильма, диафильма).
Хорошим переходом к подлинно речевым упражнениям будет управляемый воспитателем диалог. Подлинно речевые упражнения сводятся в основном к следующему:
диалог в парах, подготовленный в классе по ситуации, по плану;
драматизация прослушанного или прочитанного текста;
выполнение роли персонажа фильма при: выключенном звуке;
беседа по обсуждению прочитанного текста (групповая работа) с подготовкой и без нее; это упражнение подразумевает умения задавать вопросы, отвечать развернутыми репликами, выражать согласие или несогласие с мнением товарища.
Все эти упражнения имеют целью развитие умения переносить в новую ситуацию выученные слова и речевые образцы, что связано с осознанным конструированием, но не лишает речевое общение его коммуникативного характера, так как осознанные действия протекают в свернутом виде. Следует широко использовать естественные ситуации общения, связанные с жизнью и интересами дошкольников.
Другая информация:
Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности
Существует иерархия ценностей рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творческой деятельности: способность – одаренность – талантливость – гениальность.По мнению И.В. Гете, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский ...
Психологическая природа связной монологической речи
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «с ...
Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с
родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145]. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодейств ...