Материалы » Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Система упражнений для обучения диалогической речи

Система упражнений для обучения диалогической речи

Страница 1

Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.

При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения:

Запросить информацию, уметь задать вопрос.

Ответить на вопрос собеседника.

Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики).

Употреблять необходимые выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников.

Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д.

Трудности выполнения упражнений в диалогической речи:

необходимость распределения внимания между слушанием реплики собеседника и подготовкой собственной реплики;

ограниченность времени (при долгом обдумывании ответа диалог нарушается);

преодоление языковых трудностей при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа;

необходимость догадываться о том, что может сказать собеседник;

упреждение собственной реплики (выбор слов, грамматических структур и т. п.).

Для развития умений диалогической речи большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами.

Условно речевые упражнения - упражнения, которые формируют и развивают речевые навыки; имеющие коммуникативную задачу. Основной признак этих упражнений – грамматические действия в них совершается под управлением учащихся, с помощью подсказок (план, вопрос).

а) имитативные – многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов (например, краткие ответы на вопрос, согласие, подтверждение).

б) подстановочные – предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить).

в) трансформационные – учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии, расспрос).

г) репродуктивные – ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить (свободный ответ на вопрос).

Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимых клише и умением переносить их в другие ситуации.

Упражнения с подсказкой учителя:

Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения — умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании — излагать мысль без лишних деталей.

Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения — овладевать умениями комбинирования языкового материала.

Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.

Упражнения с опорой на образец:

Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и, приближаясь к «скрытым» приемам, дает возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.

Упражнения с эквивалентными заменами. Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью.

Упражнения с опорой на наглядность:

Ответы на вопросы по картинкам.

Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин.

С опорой на ситуацию:

С ограниченным языковым материалом.

Без ограничения материала

Созданную при помощи изображения на фланелеграфе (или рисунка, эпифильма, диафильма).

Хорошим переходом к подлинно речевым упражнениям будет управляемый воспитателем диалог. Подлинно речевые упражнения сводятся в основном к следующему:

диалог в парах, подготовленный в классе по ситуации, по плану;

драматизация прослушанного или прочитанного текста;

выполнение роли персонажа фильма при: выключенном звуке;

беседа по обсуждению прочитанного текста (групповая работа) с подготовкой и без нее; это упражнение подразумевает умения задавать вопросы, отвечать развернутыми репликами, выражать согласие или несогласие с мнением товарища.

Все эти упражнения имеют целью развитие умения переносить в новую ситуацию выученные слова и речевые образцы, что связано с осознанным конструированием, но не лишает речевое общение его коммуникативного характера, так как осознанные действия протекают в свернутом виде. Следует широко использовать естественные ситуации общения, связанные с жизнью и интересами дошкольников.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...

Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ
Поскольку экономика и практическая деятельность человека неразделимы, основная нагрузка по формированию экономических знаний возлагается на образовательную область «Технология». Технология является единственным предметом, на уроках которого студенты создают изделия своими руками. Тесная связь уроко ...

Использование историй с движениями при обучении грамматике английского языка в начальной школе
Одна из основных задач учителя на раннем этапе обучения детей иностранному языку – сделать этот предмет интересным. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. В предыдущих параграфах мы отмечали, что в младшем школьном возрасте дети эмоциональны и подвижны ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru