Материалы » Основы коррекционной педагогики » Виды страхов у дошкольников

Виды страхов у дошкольников

Страница 3

Диагностика

В опросе на предмет выявления возрастных страхов участвовали 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из них 1078 мальчиков и 1057 девочек. В опрошенную группу входили все дети без исключения, в том числе с наличием и отсутствием нервности. Задавался вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься", и далее шло перечисление страхов: 1) когда остаешься один; 2) нападения, бандитов; 3) заболеть, заразиться; 4) умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то людей; 7) маму или папу; 8) того, что они тебя накажут; 9) Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к чудовищам добавляются невидимки, скелеты, Черная рука и Пиковая дама (страхи сказочных персонажей); 10) опоздать в детский сад (школу); 11) перед тем, как заснуть; 12) страшных снов; 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных); 15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта); 16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии); 17) когда очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете (страх замкнутого пространства); 20) воды; 21) огня; 22) пожара; 23) войны; 24) больших площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови; 27) уколов; 28) боли; 29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

Распространенность страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число (индекс) страхов от деления суммы всех страхов в том или ином возрасте на число опрошенных детей.

Среднее число страхов достоверно выше у девочек (9,6), чем у мальчиков (7,3 - р<0,001), что подтверждает данные о преобладающем числе страхов или большей чувствительности к ним у лиц женского пола (Bamber J., 1979).

В дошкольном возрасте у 346 мальчиков среднее число страхов составляет 8,2; у 352 девочек - 10,3. В школьном возрасте у 732 мальчиков среднее число страхов - 6,9; у 705 девочек - 9,2. Из этих данных следует, что в дошкольном возрасте страхов достоверно больше, чем в школьном, как у мальчиков, так и у девочек.

У детей наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет (у детей, еще не посещающих школу). В немалой степени это объясняется выраженным к этому возрасту страхом смерти и большим количеством связанных с ним страхов. Достоверно значимое уменьшение числа страхов у детей 7 лет, посещающих школу, по сравнению с детьми 7 лет - дошкольниками, - указывает на активирующую роль новой, социальной позиции школьника. Меньше всего страхов в 15 лет, т. е. к началу юношеского возраста.

При разделении детей и подростков (по оценке педагога) на нервных и без видимых проявлений нервности среднее число страхов варьирует в зависимости от пола детей и их возраста. У девочек-дошкольниц страхов достоверно больше в группе нервных, в школьном возрасте различия отсутствуют. У мальчиков в обоих возрастах страхов несколько меньше в группе нервных детей.

Следовательно, нервность у девочек-дошкольниц повышает, а у мальчиков любого возраста не оказывает существенного влияния на чувствительность к страху.

Связь частых заболеваний и страхов проверялась в дошкольном возрасте.

Страхов относительно больше в группе детей, ослабленных частыми соматическими и инфекционными заболеваниями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе
«Элективные курсы ориентируются на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Задача педагога не передавать знания, а сопровождать по пут ...

Структура, текущее состояние, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области
Целью проведенного анализа является исследование структуры, текущего состояния, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области, анализ уровня конкуренции и занимаемых позиций на рынке ведущими вузами Пензы. С недавнего времени сист ...

Ведущие научно-педагогические центры
В 1830 г. по предложению П.Л. Шиллинга И. Бичурин был включен в состав научной экспедиции в район Кяхты, где находился центр русско-китайской торговли. Он предполагал на месте составить грамматику китайского языка, дополнить и переписать с помощью местных китайцев составленный им тематический китай ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru