Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, изменение их с учетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализации обучаемых.
Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным законам и уровням подготовки обучаемых.
Принцип паритетности предполагает субъект - субъектные отношения между педагогом и обучаемым.
Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля.
Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являются сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и дальних перспектив.
В теории и практике модульного обучения в профессиональной школе выделяются два подхода: предметно - деятельностный и системно -деятельностный. На основе этих подходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкретного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов профессиональной деятельности и содержания модульной образовательной программы.
В разрабатываемых концепциях подготовки специалистов модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное построение. В документах они могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа, банк информации, методические руководства для обучаемых.
Рассмотрим краткие характеристики двух подходов.
В контексте предметно - деятелъностного подхода
проектирование модульной образовательной программы осуществляется на основе анализа профессиональной деятельности специалиста, его умений и навыков. Затем определяется перечень дисциплин, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии. На заключительном этапе формируется модульная образовательная программа, включающая блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов.
В основе модульных программ профессионально-обязательных учебных предметов лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих модулей.
Существуют три варианта составления пакетов обучающих модулей:
а) применение разработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям;
б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающие модули;
в) создание обучающих модулей на проектной основе.
Одним из вариантов системно - деятельностного подхода
к модульным технологиям является концепция профессионального обучения «Модули трудовых навыков» (МТН - концепция), разработанная Международной организацией труда.
Для МТН - концепции характерны:
• ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные предметы;
• основные функции педагогики: координирующая, консультационная и контролирующая;
• адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого;
• наличие свободного временного фактора.
Другая информация:
Обобщение результатов констатирующего исследования
При проведении логопедического обследования мы учитывали тот факт, что дети никогда ранее не занимались с логопедом и некоторые ситуации были для них незнакомыми, новыми. Дети терялись, зажимались, хоть и не отказывались от выполнения заданий - было видно, что они волнуются. Учет данного факта проя ...
Химия, биология и технология
Установление межпредметных связей курсов химии, биологии и технологии - необходимое условие осуществления естественнонаучного обучения. Эта связь носит двухсторонний характер. Ее фундаментом служит то, что эти естественные науки являются основой познания окружающего мира и целого ряда технологическ ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с умственной отсталостью
Дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые) – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, реч ...